**ДИЛЕММА ДИКОБРАЗОВ $\hspace{37 pt}$**отрывок
От автора: Идея этой пьесы родилась благодаря истории про лифт, которую я прочитала в одном из антивоенных телеграм-каналов. Автор рассказывал о жутком опустошении, которое накрыло его после 24 февраля. Единственной отдушиной стала переписка, которую он вел на стене лифта с анонимным соседом, разделявшим его антивоенные взгляды. Но однажды все их записи, согревавшие душу, закрасили черными Z. Он пришел домой, еле сдерживая слезы, и встретил там рыдающую жену — оказалось, что они переписывались в лифте друг с другом, и оба даже не догадывались об этом. Эта история казалась готовой короткометражкой, но со временем разрослась до пьесы, в которой лифт используется не только для переписки, но и для перемещений во времени: героиня вспоминает главный роман своей жизни, который начался в конце 1990-х одновременно с терактом на Гурьянова, продолжился в 2010-х вместе с протестами на Болотной и близится к драматичному завершению в настоящий момент.
13.
Марина. В моей любимой программе на «Ютубе» есть одна фантастическая рубрика, которой никак не удается стать постоянной из-за нехватки фактуры. Называется «Хорошие новости». Фокус в том, что даже те новости, что туда попадают, — они никогда не хорошие. Просто в отличие от остальных не вызывают экзистенциальный ужас и желание выйти в окно. Но вот одна новость меня правда порадовала: согласно свежим опросам, больше семидесяти процентов россиян мечтают отправиться на другую планету. Перевожу на русский: семьдесят процентов россиян хотя бы в этом вопросе со мной на одной волне. Других хороших новостей больше нет. Но есть много плохих, включая бешеный вал разводов в моем окружении. Конфигурации разные — оба уехали, оба остались, один уехал, второй нет, со скандалами и спокойно, с детьми и без детей, с деньгами и без. Общее только одно: плохо всем. Я смотрю, как мои друзья по-разному, криво-косо, пересобирают себя и свой мир, и пытаюсь понять: почему все сломалось? Потому что время не щадит никого? Потому что люди не умеют слышать друг друга? Потому что наступать на одни и те же грабли — наше всё? Вылила свои мысли на терапевта. Терапевт долго слушал. А потом рассказал про «дилемму дикобразов». Это такая психологическая метафора, в которой с помощью стада дикобразов описываются противоречия в межличностных отношениях. Когда животным становится холодно, они сбиваются в кучки, чтобы погреться. Но вместе с теплом приходит боль от иголок, и приходится вновь разбегаться в разные стороны, чтобы зализать раны. Но в одиночестве они опять замерзают и через какое-то время вновь сбиваются в кучки. Это упражнение можно повторять бесконечно. Можно с разными людьми. Можно с одним и тем же человеком. Как я.
Марина рисует на стене лифта двух колючих дикобразов. Двери лифта открываются. Марина выходит из лифта в тот момент, когда из ее квартиры выходит Кирилл, разговаривая по телефону.
Кирилл (в трубку). Я сейчас быстро заскочу в МФЦ — написали, что загранник готов. И оттуда сразу к тебе… Где-то час-полтора…
Кирилл проходит мимо Марины и заходит в лифт. Двери закрываются. Лифт в последний раз спускается вниз: из 2023 г. — в 1999 г.
14.
Марина красит губы перед зеркалом, придирчиво себя осматривая. Вроде ничего. Замирает, выпрямляет спину, откашливается, натягивает на лицо широкую улыбку.
Марина. Здрасьте, тёть Свет! (Стирая улыбку с лица.) Ну и рожа, фу блин…
Марина пробует перед зеркалом разные варианты улыбки, останавливается на нейтральном варианте.
Марина. Здрасьте, тёть Свет! С наступающим! А не подскажете новый номер Кирилла? (Вздох.) Ну подскажет. Ну позвоню. Дальше что…
Марина встает, нервно ходит по комнате, изредка посматривая на свое отражение, наконец останавливается.
Марина. Ладно. Пофиг. Всё равно пойду.
Марина бросается к двери, но так же резко возвращается к зеркалу, вновь придирчиво себя осматривает, поправляет помаду, замирает, стирает помаду, взлохмачивает волосы, летит к выходу и вдруг испуганно вскрикивает и пятится назад. Вслед за ней в комнату заходит мужчина в костюме Деда Мороза.
Сергей. Ты чего орешь, как психичка? Марина. Папа, блин! Я чуть кони от страха не двинула! Сергей. С наступающим. (Обнимает Марину.) Думал, весело будет. Марина. Обхохочешься. Сергей. Ну прости дурака. Марина. Если ты за Соней, она уже час как уехала к вам. Сергей. Знаю, она мне звонила. Марина. А если за мной, то зря. Я не поеду, пап. Даже не уговаривай. Я лучше одна, правда, чем… Сергей. Не буду я тебя уговаривать, не суетись. Просто заехать решил, настроение тебе поднять, а то сидишь тут одна. Марина. А на самом деле зачем? Убедиться, что я еще не превратила хату в бордель? Сергей. Угомонись. Марина. Тогда что? Сергей. Ничего. Марина. Да ну ладно, колись! Я все равно не отстану! Сергей. Честно? Марина. Для разнообразия, разок… Сергей. Ну и язва же ты у меня. А все равно скучаю. По тебе. По квартире этой. По жизни прежней… (Пауза.) Все-таки странное существо человек. Столько лет терпел, думал — здесь всё не то. Теперь там всё не так. Такая тоска с утра взяла, хоть вой. Вся эта ее жратва бесконечная уже вот где сидит. С середины декабря запасаемся, как на роту солдат, третий день от плиты не отходит. Спрашивается, на хрена? Марина. У всех свои традиции. Сергей. Мне нравились наши. Марина. Мне тоже. Сергей. А куда это ты у меня намылилась, такая красивая? Марина. Хотела с подружкой погулять. А ее родаки не пустили. Сергей. Ну и черт с ней, с подружкой! Тащи бокалы. (Достает из мешка бутылку шампанского.) Мамино любимое взял, полусладкое. И икорочки банку. Посидим, телевизор посмотрим, как раньше, без лишнего, да?
Марина уходит и возвращается с бокалами. Сергей открывает бутылку и разливает шампанское.
Сергей. Ты меня прости, если обидел чем. Марина. И ты меня, пап. Сергей. С наступающим.